Народное Собрание провело круглый стол по вопросам регулирования тарифов на коммунальные услуги
Комитет по промышленности, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и дорожному хозяйству провел круглый стол на тему «Государственное регулирование тарифов на коммунальные услуги: правовые основы и практика». Он прошел под руководством курирующего заместителя председателя Народного Собрания Сайгидахмеда Ахмедова.
В его работе приняли участие представители соответствующих профильных министерств и ведомств Республики Дагестан, ресурсоснабжающих организаций, гарантирующих поставщиков коммунальных услуг, органов местного самоуправления, отдельных контролирующих органов.
Открывая заседание, председатель комитета Алавудин Мирзабалаев отметил актуальность темы для населения и бизнеса-сообщества республики и обозначил целью мероприятия разобраться, какие меры принимаются органами власти для обеспечения соблюдения установленных правил установления и применения тарифов.
«Мы с вами являемся свидетелями того, как, начиная с февраля 2024 года в обществе, на предприятиях, организациях у бизнесменов, а также в социальных сетях развернулось широкое обсуждение вопроса кратного увеличения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые Единым оператором Республики Дагестан. В соответствии с регламентом Народного Собрания Республики Дагестан для выяснения фактического положения дел, общественного мнения принято решение о проведении круглого стола. Наша задача - разобраться и объяснить потребителям этих услуг основания, по которым были приняты изменения тарифной политики, и какие меры принимаются органами государственной власти, чтобы обеспечить соблюдение установленных нормативами Российской Федерации правил установления и применения тарифов», – пояснил Мирзабалаев.
Предваряя выступления докладчиков, председатель комитета отметил, что при определении стратегических направлений развития Дагестана Главой республики одним из важнейших названо снятие инфраструктурных ограничений. Это в том числе обеспечение качественной питьевой водой и услугами водоотведения, расширение предпринимательства Республики Дагестан.
Этот вопрос обсуждался на федеральном уровне и в августе 2022 года Правительством Российской Федерации был предложен новый механизм. В Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года «Об утверждении государственной программы развития Северо-Кавказского федерального округа» были внесены изменения, предусматривающие помощь субъектам СКФО в урегулировании вопросов обеспечения устойчивого функционирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Механизм предполагает ряд мероприятий и утверждение программы по переводу предприятий на устойчивое развитие. В связи с этим, 25 августа 2023 года Главой Республики Дагестан была утверждена программа по обеспечению устойчивого экономического развития энергетики и отраслей жилищно-коммунального хозяйства. А также утверждены график повышения уровня собираемости платежей за ЖКУ и график доведения льготных цен, тарифов на услуги единого оператора до экономически обоснованных тарифов.
С докладом о ходе реализации нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования тарифов на коммунальные услуги в Республике Дагестан выступил министр энергетики и тарифов Марат Шихалиев. Он рассказал об основополагающих принципах тарифного регулирования, отметив, что они изложены в федеральном законодательстве.
29 декабря 2023 года в министерство энергетики поступила тарифная заявка от единого оператора и предложение с приложением обосновывающих материалов об установлении тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения. Впоследствии 11 января 2024 года предложение было дополнено расчетным обосновывающим материалом. Всего предложения представляли из себя 29 томов папок с расчетами более чем на 10 тысячах страниц. 26 января 2024 года на заседании правления Минэнерго республики были установлены экономически обоснованные и льготные тарифы на коммунальные услуги для потребителей Махачкалы. Они рассчитаны в соответствии с действующим законодательством.
Что касается льготных тарифов, они были утверждены в соответствии с графиком и до экономически обоснованного уровня с календарной разбивкой по полугодиям. Тарифы сложились следующих размеров: водоснабжение - 42 рубля 80 копеек за куб воды, водоотведение - 22 рубля 26 копеек, теплоснабжение - 3118 рублей 38 копеек. Тарифы для населения были сохранены на уровне действующих с целью недопущения роста платы граждан за коммунальные услуги в 1 полугодии, но с 1 июля будут повышены.
Также отмечено, что ранее действующие тарифы на услуги в Республике Дагестан были кратно ниже, чем в субъектах Северо-Кавказского федерального округа.
Предприниматели в своих выступлениях говорили о том, что до них не доводится своевременно информация о повышении тарифов и причинах, они узнают об этом, только получив счета на руки. При этом качество предоставляемых услуг сохраняется на прежнем низком уровне. Бизнес-сообщество интересовало, при факте пятикратного повышения тарифов идут ли средства на ремонт сетей, и снизится ли тариф, в который заложен размер потерь в 43%, если «все дыры будут залатаны».
Далее о реализуемых в Республике Дагестан масштабных инфраструктурных проектах в области жилищно-коммунального хозяйства рассказал заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ Шамиль Абдулмуталимов. Отмечено, что износ объектов коммунальной инфраструктуры остается высоким и в среднем составляет 70%. Около 36% основных фондов ЖКХ отслужили нормативные сроки и подлежат замене. Существующее состояние коммунальной инфраструктуры не только негативно сказывается на качестве жизни населения, но и сдерживает развитие Дагестана.
Вопросы развития и модернизации коммунальной инфраструктуры решаются республикой с использованием механизмов финансирования в рамках федеральных проектов «Инфраструктурное меню» и «Чистая вода», федеральной государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» и республиканской инвестиционной программы. Наиболее масштабными по объему финансирования и количеству потенциальных потребителей услуг являются проекты по обеспечению водоснабжением и водоотведением Махачкалинско-Каспийской агломерации. Основной проблемой водоснабжения Махачкалинско-Каспийской агломерации является поступление воды через канал имени Октябрьской революции, в который систематически попадают ливневые и хозяйственно-бытовые стоки. Катастрофическая ситуация создается весной, во время таяния снегов, и в дождливые периоды.
На сегодняшний день необеспеченными финансированием остаются 47 объектов водоснабжения и 8 объектов водоотведения общей стоимостью 12,3 млрд рублей. Правительством республики прорабатываются вопросы финансирования наиболее социально значимых объектов за счет новых инфраструктурных бюджетных кредитов; средств, высвобождаемых в результате списания 2/3 задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета и иных федеральных источников финансирования, обозначенных Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в Послании к Федеральному Собранию в 2024 году.
В ходе заседания также выступили Уполномоченный по защите прав предпринимателей Мурад Далгатов и руководитель УФАС по РД Каир Бабаев.
Заседание завершилось представлением проекта рекомендаций и заключительным словом заместителя председателя Народного Собрания Республики Дагестан Сайгидахмеда Ахмедова. Вице-спикер выразил свою озабоченность по поводу ценовой политики и калькулятора цен. Он также поднял вопросы по ресурсоснабжающим организациям, сбора средств и выполнения ими ремонтных работ на сетях.
«Ценовую политику мы должны были заранее обсуждать, они должны висеть на сайте. Люди должны знать, сколько идёт на заработную плату оператора, на капитальный ремонт и т.д. Люди должны видеть из чего складывается цена. Сегодня ситуация такова, что нельзя не обратить внимание, в каком состоянии находятся наши сети и какие услуги мы будем получать завтра, мы об этом должны заранее думать», – отметил Ахмедов.