Комиссия по вопросам образования, науки, цифровизации, развития духовно-нравственных ценностей и культуры Общественной палаты Республики Дагестан провела общественные слушания на тему: «Профилактика социально-дезадаптированного поведения школьников на основе межведомственного взаимодействия».
В мероприятии приняли участие члены Общественной палаты, представители образовательных учреждений, органов государственной власти, общественных организаций и другие заинтересованные лица. Цель встречи заключалась в обсуждении мер профилактики социально-дезадаптированного поведения среди школьников и выработке практических рекомендаций по совершенствованию взаимодействия образовательных учреждений, социальных служб, правоохранительных органов и других ведомств.
Заместитель председателя Общественной палаты Шамсият Насрулаева подчеркнула важность межведомственного подхода:
«Рада приветствовать всех собравшихся. Тема действительно очень важная и острая, так как дети — это наше будущее, и их благополучие является главным вопросом в нашей с вами работе. Построение системы профилактики социальной дезадаптации детей и подростков обязательно должно иметь два компонента: федеральный и региональный. На федеральном уровне это государственная семейная политика и инновационные подходы к профилактике. Региональный же уровень требует создания эффективной системы взаимодействия между учреждениями и ведомствами, единого реабилитационного поля и согласованных действий специалистов».
Выступая с докладом, председатель комиссии Бика Алиева отметила актуальность проблемы:
«Проблема необходимости усиления воспитательной работы в образовательных учреждениях поднята на государственный уровень. Совместными усилиями мы создаем пространство государственного, общественного и семейного воспитания, которое обеспечивает реализацию интересов личности, общества и государства. Реализация программ, основанных на ментальных и этнических ценностях дагестанского народа, позволит объединить усилия всех заинтересованных сторон для решения вопросов воспитания».
Особое внимание было уделено вовлечению детей во внеурочную и кружковую деятельность. Общественники подчеркнули, что дети, лишенные занятости, чаще подвержены девиантному поведению. Также обсуждались формы воспитательной работы, включая экскурсии, конкурсы, трудовые акции, спортивные и творческие мероприятия.
Заместитель главы администрации Кировского района Махачкалы Людмила Дубинина подчеркнула:
«Социальная дезадаптация проявляется в неуспешности обучения, нарушениях поведения и неспособности устанавливать контакты. Коррекционная работа должна быть направлена на восстановление адекватного взаимодействия ребенка с социальной средой, и здесь необходимо задействовать все ресурсы общества».
Итоги и рекомендации:
По итогам слушаний были предложены следующие меры:
1. Обратиться к Правительству РФ с предложением о государственной поддержке социально-педагогического образования.
2. Увеличить эффективность взаимодействия органов власти и общества.
3. Рекомендовать Министерству образования РД создание Координационного совета по социальной педагогике для интеграции науки, образования и практики.
4. Разработать и внедрить информационный веб-портал для просвещения родителей, педагогов и учащихся.
Слушания завершились единой позицией: профилактика социально-дезадаптированного поведения возможна лишь при совместной работе всех заинтересованных сторон.